Возникновение астрологии.



Зарождение астрологии относится к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите, судя по дошедшим до нас следам жизнедеятельности людей, начались наблюдения за небом, были выделены сезоны года. Имеются данные о том, что в мустьерскую эпоху (ок. 40 - 100 тыс. лет назад) произошли фиксация простейших наблюдений за движением Солнца, а также развитие первоначальных навыков счёта и геометрических построений различными способами в разных районах Евразии. И интенсивное собирательство, и охота требовали внимания к пространственно-временным ориентирам, среди которых важнейшую роль играло небо, а на нём - прежде всего звёздные узоры и движение Луны, а также её изменения по фазам.

читать дальше

@темы: астрология, статья

Комментарии
18.10.2005 в 22:32

Греческая мысль создала собственные космологические представления о шарообразной форме небесных тел и их движении по окружности ради принципа небесной гармонии.4Из греческих представлений о мироздании в астрологическом смысле наиболее интересна философия Пифагора. Математически-стройная система Космоса — красивая и логичная, хотя и несколько научно-абстрактная — таким мы видим сегодня идеал мировоззрения греков. Вавилонская предсказательная астрология, как эмпирически-объемное знание, широкого распространения в Греции не получила, и ее практический аспект стал популярным уже в древнем Риме. Но на греческую культуру она влияние оказала.



В Вавилоне планеты назывались именами богов: иногда под этим подразумевалось, что планеты являются телами богов и само понятие «планета» в Вавилоне означало «переводчица», так как считалось, что планеты объясняют — «переводят» — людям небесную волю. Греки заимствовали у вавилонян идею о связи богов и планет — правда, они подошли к делу творчески и дали планетам имена своих богов, соответствующих вавилонским. И уже из греческой мифологии планеты-боги попали в Рим. Были у греков и свои названия для планет, некоторое время сохранявшиеся в научной литературе. Эти названия таковы:



Меркурий «стилъбон» — «сверкающий, искрящийся»,

Марс — «пирой» — «огненный», «пламенный»,

Юпитер — «фаэтон» — «блистающий», «лучезарный»,

Сатурн — «фенон» — «сияющий»,

Венера — «геспер» и «фосфор» — «вечерняя» или «утренняя» звезда, как и у многих других народов5



Сначала греки предполагали, что это две разные планеты, и только Пифагор принес из Египта идею об их тождестве. После появления божественных эквивалентов планет некоторое время они еще называются описательно: так, Меркурий именовался «Звездой Гермеса», и только позднее стали говорить просто «Гермес». Мы сейчас пользуемся римской традицией названий, которая основывается на греческой. Однако в допетровскую эпоху планеты обозначались именами греческих богов, поскольку античная культура, как и христианство, пришла в Россию через Византию.



Греческое слово «планета», или в старом русском произношении, передающем византийское, «планида» — означает «блуждающая» — движущаяся среди неизменных созвездий звезда. А греческое слово «aster» — «звезда» — ведет свою историю от вавилонской богини любви и плодородия Иштар, в античной мифологии известной как Астарта, имя которой в свою очередь переводится просто «богиня». Отзвук этого имени сегодня слышится во многих языках — от персидского «stark» и арабского «ahtar» до английского «star», немецкого «stern» и итальянского «stella».



Астрология в переводе с греческого означала в широком смысле «науку о звездах», в то время как смысл слова «астрономия» был уже — изучение небесных тел, в физическом смысле. Наряду с астрологией и астрономией, в Греции существовали еще и «астромантия» — «гадание по звездам», и «астроскопия» — «наблюдение небесных светил», и даже «астрологика».

Астрономия, рассматривавшая лишь физический аспект астрологии, воспринималась только как ее составная часть. Астрология же охватывала мироздание в целом — и человека как вершину его — и не сводилась только к астромантии. Астрологическая тематика проступает в метафизике Аристотеля.



Птолемей, с именем которого мы связываем разработку и обоснование астрономической геоцентрической системы, подвел итог тому, что узнала о звездах и планетах античность, обобщив астрологическое знание в своем четырехтомном труде «Тетрабиблос». Но столетие спустя после смерти Птолемея, после падения Римской империи, астрология и астрономия оказались в Европе забытыми вместе с античной культурой. Возможно, отрицательную роль в этом сыграла христианская церковь, и, в частности, один из ее ранних авторитетов Августин (354—430 гг.). Христианство, отвергая старую науку, предлагало принципиально новый путь познания, и Августин, считавший, что познание изменчивых форм бытия в конечном итоге не приводит к сути, критиковал астрологию, как всякое знание, подменяющее собой непосредственный контакт с Богом и тем уводящее от Истины. Кроме того, впоследствии понятие об астрологии стало связываться с неверными мусульманами, так как в арабском мире эта наука продолжала развиваться.



Арабы имели тот же вавилонский источник астрологии, воспринятый ими через античную культуру. Когда в 640-м году ими была захвачена Александрия, они вывезли в Багдад сочинение Птолемея, где два века спустя оно было переведено. Оттуда и получила его европейская средневековая наука. Пиетет арабов к математике оставил астрологии в наследство множество вторичных вычислительных способов получить информацию от звезд — кроме простого положения планет на небе. Это, прежде всего, вычисление производных точек между планетами, которым приписывалось самостоятельное значение (современная астрология иногда использует «арабские точки» или «жребии», наиболее популярными из которых являются «колесо Фортуны» и «крест судьбы»).



А Европе потребовался еще один авторитет — Фомы Аквинского (1225—1274), вернувшегося к идеям Аристотеля и античности, которые развивали арабы, — чтобы вновь узаконить астрологию. «Отрицать влияние звезд — значит отрицать Царство Божие и провидение Божие» — три века спустя говорит известный астроном и астролог Тихо Браге.6 Астрономия постепенно выходит на первый план, но продолжает быть неразрывно связанной с астрологией, как чисто теоретическая наука остается связанной со своим практическим применением. И к XVII-му веку астрология и астрономия меняются ролями. Кеплер, вынужденный зарабатывать на жизнь составлением гороскопов, пишет в одном из писем: «Лучше издавать альманахи с предсказаниями, чем просить милостыню. Астрология — дочь астрономии, хотя незаконная, и разве не естественно, чтобы дочь кормила свою мать, которая иначе могла бы умереть с голоду».7 До нас дошло описание Кеплером своего гороскопа, которое показывает, что точному уму не всегда чужда психология.



Основой средневековой астрологии была «звезда магов» (унаследованная от халдеев) — система семи планет, соответствующих семи дням недели и семи известным металлам. Значки для металлов и планет не различались, и если химические элементы воспринимались как атомы материального мироздания, планеты мыслились как идеальные субстанции, образующие Вселенную. И если мы возьмем названия дней недели, то обнаружим поразительное совпадение: от Англии до Китая воскресенье — это день Солнца, понедельник — день Луны. В Европе, также как и в Индии, вторник посвящен Марсу, а в Китае — это день стихии огня, при том, что Марс — планета стихии огня. И аналогично среда посвящена Меркурию, четверг — Юпитеру, пятница — Венере, а суббота — Сатурну. Славяне в честь своего громовержца также называли четверг (Перундень), а главное женское божество пантеона — Макошь — отождествлялась с богиней Пятницей. Кроме того, число дней недели по всему миру — семь: правда, в древнем Египте первоначально существовала пяти- и десятидневная неделя — по числу пальцев рук, но эта система, как и советские «шестидневки», не утвердились в мире. Семидневная неделя, что это — совпадение, общий источник? Или общий для Земли ритм, космический закон, своеобразно преломляющийся в различных культурах?



В Индии — свои названия звезд и планет, отличная от европейской традиция астрологии, по происхождению, однако, связанная с Междуречьем. Китайская традиция формировалась независимо. Неторопливый созерцательный характер Востока заставил его обратить внимание на крупные циклы: 12-летний период Юпитера и примерно 30-летний период Сатурна, вместе создающие 60-летний цикл, положенный в основу восточного гороскопа. Земледельческая цивилизация Китая активно сверяла свой жизненный ритм со звездами, и китайский император имел нескольких астрологов, которые за точность предсказаний отвечали головой. Но китайская культура намного моложе египетской, и нельзя поручиться, что она не имела предшественников. Да и с Египтом не все понятно. Есть версии, что египтяне получили знания о космосе от своих южных африканских соседей — в частности, догонов — которые исполнили посредническую роль между современным миром и гипотетической Атлантидой, а, может, и внеземным разумом.



В отношении семидневного ритма удовлетворительным оказывается то объяснение, что 7 дней — это четверть лунного цикла, а фазы изменчивой Луны повсеместно служили основой измерения времени. Но почему День Луны — это понедельник, до сих пор остается загадкой (если не считать объяснением «звезду магов», которая сама представляет загадку). Кроме того, средневековая система сопоставляла планеты не только дням недели, но и месяцам года. Солнце и Луна имели по одному месяцу, а пять планет септенера — по два. Планеты и месяцы года соотносились также с 4-мя стихиями — землей, водой, огнем и воздухом, которые мыслились как элементы, кирпичики мироздания. Огненный шар Солнца связывали со стихией огня, Луну, вызывающую приливы и отливы, со стихией воды, а пять оставшихся планет получали по две стихии, и таким образом восстанавливалась система из 12-ти компонентов, описывающая 12 месяцев годового цикла.



Учение о 4-х стихиях существовало в Древней Греции (его можно найти у Аристотеля), также оно дошло к нам из Египта в виде 4-х мастей игральных карт, начало которым дали карты Таро. На основании средневекового понятия о стихиях Кант развил теорию 4-х темпераментов, которая стала базой для современной психологии. Стихия огня — это вспыльчивый и энергичный темперамент холерика, стихия воды — скрытный и инертный характер флегматика, стихию воздуха отражает легкий и общительный сангвиник, а стихию земли проявляет тяжелое и пессимистическое отношение к жизни меланхолика. Однако астрология — в своей основе более сложная наука, чем ее дочь психология, и она выделяет как основные не 4, а сразу 12 характеров человека; точнее 12 статических (знаки Зодиака) и 12 X 12 динамических (планеты и дома гороскопа) психологических компонентов, различное сочетание и взаимодействие которых в человеке и описывает его индивидуальный характер.
18.10.2005 в 22:34

С развитием астрономии, открывавшей новые планеты, астрология не только определяла качество их психологического воздействия и находила им место в прежней системе, но и предсказывала астрономические открытия. Так, астрологом Нострадамусом за двести лет было предсказано открытие Нептуна. Сейчас астрономия почти достроила систему 12-ти планет: отклонения в движении Нептуна и Плутона дают возможность предполагать существование за орбитой Плутона еще одной планеты, астрологами названной Прозерпиной по тому характеру влияния и тому месту, которое должна получить эта планета в общей системе. Сейчас вместо нее используется самый крупный из астероидов — Церера (согласно мифологии мать Прозерпины), имеющий сходные астрологические качества. В качестве еще одной планеты иногда используют планетоид Хирон,

находящийся между орбитами Сатурна и Урана и открытый в 1977 году.



Побежденная астрономией, астрология недолго оставалась в забвении. Миновал рационализм и материализм нового времени, и в XIX веке она возрождается вместе с интересом ко всему мистическому и иррациональному. Как древний Рим, Европа жаждет знать свою судьбу — и только в начале XX века начинает относиться к унаследованному из глубины веков знанию серьезнее, проводя обширные статистические исследования и открывая астрологические институты. На Западе и в США астрология используется в психологии и медицине. В XIX веке в Европе возникла и была подробно разработана так называемая система «домов» — часовых характеристик, позволяющих уточнить предсказание событий. Это не было изобретением нашего времени — впервые идею домов или «частей судьбы» мы находим в 111-м веке до н. э. в «Астрономике» греческого астролога Манилия, хотя там их значения очень отличаются от современных.



Астрология продолжает развиваться. Сейчас это — наука об отражении космических ритмов в живой и неживой природе Земли, основывающаяся на координатах движения планет, и в геоцентрической и в гелиоцентрической системах. Геоцентризм обычно объясняют так, что точкой отсчета для человека служит Земля, фиксирующая все ритмы в атмосферных процессах, и уже от Земли воспринимает их человек, будучи составной частью ее природы. Гелиоцентрическая система служит для описания сверхприродных способностей человека. Рассматривая Землю как единый организм, уделяя внимание общественным процессам и человеку как духовному существу, астрология отличается от параллельной ей науки — космобиологии. Космобиология эмпирически изучает ритмы солнца и на основе параметра солнечной активности стремится проследить пока лишь атмосферные и физиологические процессы, происходящие в природе и человеческом организме. В последнее время иногда возникают тенденции назвать астрологию космобиологией, чтобы оградить ее от поборников чистой науки и преследователей всевозможного оккультизма. Но эти две отрасли знания имеют различные основания, и космобиологических наблюдений недостаточно, чтобы отважиться проникнуть в психику человека. Их объединение, как и поиск строгих биофизических аргументов в пользу астрологии — дело будущего.



Несмотря на многовековые традиции, источником астрологического знания был и продолжает оставаться непосредственный опыт. Дело в том, что наша психология и взгляд на мир с течением времени постоянно меняется, а потому астрологическая интерпретация связанных с влиянием ритмов солнечной системы подсознательных процессов и сопутствующих им внешних событий должна также соответствовать временным изменениям. Астрологические трактовки прошлого века сегодня кажутся порой просто смешными. Кроме того на достоверность земной интерпретации космических событий влияет и географическая координата: все же стиль жизни в разных странах различается, и неслучайно в каждой культуре разрабатывался и использовался свой гороскоп.





В дохристианское время существовал такой и на нашей территории. Он не дошел до нас, но по некоторым сведениям был подобен кельтскому и сопоставлял характерам образы деревьев. Позже, вместе с христианством на Русь проникает греческая астрология, и славянская языческая вера, почитавшая бога Рода и богинь-рожаниц, начинает приписывать планетам функции древних оберегавших человека божеств. Согласно старинной азбуке, рожаницами «еллинъски звездословы наричают седмъ звезд, глаголемых планиты, и кто в какую планиту родится — и по той планите любопрятся предвозвещати нрав младенца, или к коем похотем

естеством уклонителен будет».9

В летописях и хрониках гороскоп назывался «мартолой» — по имени греческого монаха IX века Григория Амартола, хроники которого являлись широко известным на Руси сочинением. А слова «остролог», «родословие», «звездословие», «звездо-законие» или «родопочитание» — калька с греческого «астрология» — использовались для обозначения самой науки. Встречается слово «зодий» (зодиак) в смысле рождественского гадания. Так что наши предки, пожалуй, были осведомлены о небесных звездах и своих судьбах лучше, чем мы сейчас. Именно с тех времен идет выражение — «под знаком» (той или иной идеи).



Русская церковь стремилась всячески искоренить остатки столь прочно державшегося в народе язычества и того, что ему способствовало — в частности, астрологию. Среди названий запрещенных книг оказались и те,

что доносили до нас греческую традицию: Остролог,

Мартолой, Острономия, Звездочетец, Аристотелевы Врата средневековое сочинение, содержащее сведения по астрологии, медицине и физиогномике, — Рафли — книга о 12-ти способах влияния звезд на ход человеческой жизни. 10



И византийская астрология исчезла с нашей территории, как и своя собственная, не успев даже достаточно укорениться. Мистический возврат к ней в конце прошлого века под влиянием Запада не увеличил к ней уважения со стороны думающих людей. Но возникший сейчас широкий интерес к этой самой древней науке человечества ставит задачу, чтобы астрология выбралась из оккультных закутков и стала общедоступным знанием, а со временем с бульварных картинок перешла в институты, явившись помощницей медицины, психологии и философии и заняв то место в ряду наук, которое ей по праву принадлежит.